Прием «Аквариум» на уроках с элементами дискуссии: что это такое и как его использовать


Суть приема «Аквариум»

Прием «Аквариум» – это «спектакль». Наблюдатели, критики, эксперты и аналитики – эти роли распределяются учителем среди зрителей. Преподаватель так же выбирает пару и/или более учащихся на роль актеров. Последние выступают внутри круга, образованного зрителями. Например, если на уроке иностранного языка изучается тема «эмоции и чувства» («Feelings and emotions»), то студентам можно предложить разыграть аквариумную сценку-диалог. Выбор текста диалога не принципиален. Это может быть ситуация, соответствующая возрастному уровню класса.
Перед «актерами» ставится задача передать определенные чувства и черты характера героев. Задание для наблюдателей/зрителей – определить весь тот спектр чувств, которые выражают актеры в центре круга. Так же и сами ученики могут выбрать героев, эмоции и чувства которых они готовы передать/обсудить охотнее.

Предварительный просмотр:

«Аквариум» в процессе обучения

Использование технологии «Аквариум»* в учебном процессе содействует формированию у учащихся терпимого отношения к альтернативным мнениям на основе признания самоценности личности и ее права на самовыражение, что стимулирует развитие критического мышления школьников, творческо-поисковую деятельность, партнерский стиль взаимодействия в ходе глубокой переработки учебного материала с учетом реализации принципа познавательного сотрудничества.

Применение данной технологии по зволяет решать следующие задачи:

обучающие. Способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;

развивающие. Способствует овладению культурой ведения дискуссии, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, позволяет сформировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создать целостное видение проблемы;

воспитательные. Способствует моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее мультиперспективности развития и свободы выбора.

В содержательном отношении происходит осознание противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой, а также осмысление различных подходов к ее решению и выявление наиболее конструктивного варианта на основе сравнительного анализа степени аргументированности каждого подхода, полноты и информативности доказательной базы, реализации идей гуманизма, терпимости, ненасилия.

В организационном плане достигается коллективное выполнение задания, основанное на соблюдении правил взаимодействия в группе, приводящее к пониманию взаимозависимости членов группы, ответственности за коллегиально принятые решения.

Роль учителя в организации занятий

по технологии «Аквариум»

В целях достижения обучающего эффекта учитель, будучи ключевой фигурой при организации занятий по типу «Аквариум», должен определить целесообразность использования технологии:

при изучении той или иной темы. Во-первых, учитель подбирает для дискуссии тему, содержащую полярные или спорные оценки и мнения. Во-вторых, осуществляет наиболее точное формулирование темы для однозначного понимания ее сути учащимися;

при проведении урока в том или ином классе. Учителю необходимо иметь адекватное представление о том, обладают ли учащиеся набором необходимых умений и навыков по работе с текстовым материалом различного характера (учебник, исторические источники, схемы, таблицы и т. д.), по ведению дискуссии. Незаменима роль учителя в создании атмосферы свободного обмена мнениями в ходе творческого поиска решения учебной проблемы, поддержания благоприятного психологического климата на всем протяжении занятия;

на том или ином уроке. Урок по технологии «Аквариум» может проводиться при изучении новой темы, в качестве повторительно-обобщающего или итогового урока, урока-контроля знаний по разделу, требующему запоминания и оперирования большим количеством фактического материала на основе его творческой переработки учащимися;

для достижения обучающего взаимодействия учащихся в группе. Необходимо соблюдение учителем следующих условий для успешного решения учебных проблем школьниками:

добровольность включения ребенка в деятельность,

доверие ученику в выборе способов решения учебной проблемы,

коррекция негативных проявлений, неадекватного поведения учащихся,

создание мотивации успеха у каждого учащегося путем проведения мониторинга позитивных изменений каждого,

стимулирование у детей навыков рефлексивного мышления;

формирование эвристической среды,

уважение мнения детей.

Распределение по группам

Проведение занятий по технологии «Аквариум» обязательно предполагает деление учащихся на группы, причем таким образом, чтобы в одной группе оказались дети, не взаимодействующие между собой во внеучебной деятельности. Состав групп не должен быть постоянным, но варьироваться каждый раз при работе по данной технологии. Во-первых, необходимо разбить ранее сложившиеся микрогруппы, связанные дружескими отношениями. Первоначально подобное деление осуществляется волевым решением учителя, поскольку может натолкнуться на сопротивление учащихся – дети могут отказаться работать с теми, кому они не симпатизируют. Возможен вариант распределения детей в группы по жребию. Нежелательно создавать так называемые «группы соседей», попросив их объединиться с соседями по партам. Несмотря на быстроту решения организационного вопроса, данный вариант не будет эффективным вследствие привыкания учащихся работать в составе постоянной группы, что резко снижает возможность обучения навыкам диалогового взаимодействия и выхода из ситуации конфликта мнений. Во-вторых, предпочтительно, чтобы состав групп был смешанным по половому признаку в целях развития гендерного сотрудничества. Это особенно актуально в подростковом возрасте, когда происходит освоение различных социальных ролей, формирование образа «Я». В-третьих, допустимо и смешение детей различных психологических типов – экстравертированных и интравертированных – во имя обучения детей навыкам сотрудничества с преподавателями противоположных типов. Однако подобное деление возможно осуществить только в контакте со школьной психологической службой. В-четвертых, формирование рабочих групп может происходить путем слияния детей с различными уровнями обученности, что должно стимулировать процесс взаимопомощи и взаимоподдержки членов группы, когда более сильные учащиеся будут оказывать помощь менее подготовленным, поскольку ответственность за решения учебной проблемы ложится на всех участников в равной степени.

Таким образом, при комплектовании состава групп учителю не следует идти на поводу у учащихся, требующих организовать группы «по желанию»: в реальной жизни выбор партнера для общения не всегда зависит от человека, но может носить вынужденный, ситуационный характер. Возникновение стихийных, спонтанных «групп соседей» приветствуется при проведении фрагмента урока по технологии «Аквариум», но не при полном цикле ее воспроизведения.

Задача рабочих групп – в нахождении способа решения учебной проблемы при соблюдении правила ведения дискуссии на основе осознания творческой взаимозависимости членов коллектива и необходимости личного участия в работе группы. Количество учащихся в группе 4 – 6 человек, оптимально – 5 человек.

Распределение ролей внутри группы

На этапе подготовки группового решения все участники выступают в роли сборщиков информации из источников для нахождения фактических сведений, подтверждающих точку зрения группы. При этом могут выделяться один–два человека, выполняющих функции аналитиков. Они из массы найденных группой свидетельств выбирают наиболее существенные для решения данной проблемы и выстраивают цепочку доказательств таким образом, чтобы мнение группы было изложено последовательно, логично и аргументированно.

Секретарь-таймкипер протоколирует ход рассуждения группы, фиксируя все высказанные тезисы в защиту какой-либо точки зрения. Одновременно в его функции входит контроль за распределением времени и с учетом того, чтобы группа успела подготовить презентацию коллективного решения.

После завершения обсуждения внутри группы выбирается учащийся, который будет осуществлять презентацию мнения данной группы. При этом спикер может быть выбран по желанию, по жребию, исходя из просьбы большинства членов группы или по принуждению. Выбор спикера должен быть в любом случае обоснованным. Кроме того, необходимо довести до сведения учащихся, что один и тот же человек не может несколько раз подряд исполнять одну и ту же роль – он должен иметь опыт проживания и проигрывания полного спектра имеющихся ролей.

Работа в группах по типу « Большой круг»

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап . Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап . В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап . По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием “большого круга” оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.

Источник

Поставленные задачи

Задача наблюдателей – активно наблюдать за происходящей инсценировкой, соглашаться или наоборот не соглашаться с происходящим. Внешний круг может выходить с блокнотами, делая необходимые заметки. Перед ребятами внешнего круга может стоять широчайший спектр задач. Так же конкретное задание преподаватель может определить для каждого отдельного наблюдателя, учитывая индивидуальные особенности характера и цели обучения.

Например: первый ученик должен сосчитать, сколько синонимов в своей речи употребил учащийся во внутреннем круге. Второй ученик аргументирует, почему он согласен или не согласен с выбором или действиями персонажа. Третий ученик должен сформулировать хотя бы одно решение задачи, которое не было озвучено во время мини-спектакля.

Как купить недорого аквариум в интернет-магазине: обзор рынка

Производитель/МодельОбъем, лРазмеры, ммТолщина стекла, ммЦена, руб.Примечания
Биодизайн/ Q-Scape6,5190 х 190 х 2304890-950Подсветка в стандартную комплектацию не входит.
Биодизайн Q-Scape
Tetra/ Betta Bowl1,81500-1620Миниатюрная модель с встроенным светодиодным освещением.
Tetra Betta Bowl
Биодизайн/ Классик 3027400 х 200 х 34042200-2580Покупатель может выбрать цветовое оформление пластиковых частей.
Биодизайн Классик 30
Aquarius60600 х 250 х 4663480-3930В крышке конструкции установлен светильник.
Аквариум Aquarius
Aquael /LEDDY 80105750 х 350 х 4007200-7650В комплекте есть: фильтр, освещение, нагревательный элемент, отверстие для кормления рыбок.
аквариум Aquael LEDDY 80
Биодизайн/ Диарама 150100850 х 600 х 520612400-13400Угловая модель с тумбой.
аквариум Биодизайн Диарама 150

аквариум Биодизайн Диарама 150

К сведению! При изучении рынка можно выяснить, что цена аквариума 100 литров не является чрезмерной. Сравнивая разные модели, обращайте внимание на состав набора. При необходимости, надо приобрести компрессор, другие компоненты системы.

Роль учителя

Учитель включается во внешнюю группу, задачи которой сводятся к наблюдению, обсуждению и дополнению поставленного вопроса.

Способ подачи выступлений

  • Возможны два варианта высказываний. Каждый член внешней группы озвучивает свое мнение, периодически прерывая речь внутренней группы, при этом дополняющий должен стать возле того ученика, мнение или высказывание которого он хочет дополнить.
  • Второй вариант учитель ждет логической паузы в диалоге или монологе. И дает сигнал для начала «прений» внешнего круга, который должен к этому моменту успеть сделать достаточно пометок и выступить с собственными замечаниями. После чего работа центровой группы может быть возобновлена.

Читайте также

Роль племенного кобеля в процессе спаривания

Роль племенного кобеля в процессе спаривания Как только кобель будет достаточно стимулирован сукой и захочет ее повязать, он взбирается на нее и крепко охватывает ее передними ногами, кончик полового члена выходит из препуция и после серии сильных попыток приникает в

Дифференциальная экспрессия генов в процессе развития

Дифференциальная экспрессия генов в процессе развития Один из главных и общепризнанных догматов современной эмбриологии состоит в том, что, за исключением нескольких особых случаев, все клетки данного организма, независимо от того какими они становятся в

Гибель клеток в процессе нормального развития

Гибель клеток в процессе нормального развития Дегенерация вольфовых протоков в процессе развития особей женского пола и мюллеровых каналов у особей мужского пола — примеры наличия структур, которые вначале развиваются, а затем подвергаются некрозу. Эти процессы,

Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста

Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста Ясно, что мутации генов, непосредственно определяющих морфогенетические пути, в особенности тех генов, которые действуют на ранних стадиях, могут вызывать чрезвычайно резкие изменения

Глава 10 Адаптации экспрессии генов в процессе развития

Глава 10 Адаптации экспрессии генов в процессе развития Жизнь -это сила, которая проделывает бесчисленное множество экспериментов, пытаясь организовать себя . мамонт и человек, мышь и мегатерий, мухи и отцы церкви — все это результаты более или менее успешных попыток

6.4. Возрастающая специфичность морфического резонанса в процессе морфогенеза

6.4. Возрастающая специфичность морфического резонанса в процессе морфогенеза Энергетический резонанс не является процессом типа «все или ничего»: система резонирует в ответ на диапазон частот, более или менее близких к ее естественной частоте, хотя максимальный отклик

Роль племенного кобеля в процессе спаривания

Роль племенного кобеля в процессе спаривания Как только кобель будет достаточно стимулирован сукой и захочет ее повязать, он взбирается на нее и крепко охватывает ее передними ногами, кончик полового члена выходит из препуция и после серии сильных попыток приникает в

СОДЕРЖАНИЕ АКВАРИУМА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

СОДЕРЖАНИЕ АКВАРИУМА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ Начинающим учителям работа с аквариумом порой кажется недоступной и трудоемкой. Действительно, первые шаги в этом деле сопряжены с некоторыми трудностями, связанными с неопытностью. По мере приобретения опыта, количество

5.3. Горизонтальные переносы и их роль в эволюционном процессе

5.3. Горизонтальные переносы и их роль в эволюционном процессе Приведенные выше палеонтологические данные свидетельствовали, что на Земле около 3.5 млрд лет тому назад уже существовали разнообразные микроорганизмы современного типа. Это означает, что бактерии и архе

Состояние больных в процессе лечения

Состояние больных в процессе лечения На основании клинических наблюдений и лабораторных исследований в динамике клинического состояния больных в процессе лечения можно было отметить 6 стадий, из которых 3 относятся к разгрузочному периоду и 3 — к восстановительному.Эти

Определение уропепсина в моче больных шизофренией в процессе лечения дозированным голоданием Н. Ю. ЕВСИНА (Москва)

Определение уропепсина в моче больных шизофренией в процессе лечения дозированным голоданием Н. Ю. ЕВСИНА (Москва) Настоящая работа имеет своей целью изучение секреторной функции желудка больных шизофренией в процессе лечения дозированным голоданием, путем

Примеры отработки учебного материала посредством приема «Аквариум»

В зависимости от конкретных целей занятия ученики могут взять на себя роли из диалога по английскому или русскому языку, разыграть историческое событие, если это урок истории. Стать на несколько минут героем пьесы или рассказа, если это урок литературы.

Когда прения закончены, две группы меняются местами.

Так же может ставиться и некая «сверхзадача». Например, в конце игры все должны определить наиболее импонирующее им высказывание или мнение. И наиболее оптимальное решение обсуждаемой проблемы/задачи.

Как сделать аквариум своими руками: пошаговая инструкция с полезными комментариями, видео

ФотоОсновные операции, пояснения и полезные советы

С помощью этой инструкции создание аквариума для начинающих не будет слишком сложной задачей. Чтобы соединять и удерживать стенки в нужном положении пригодятся струбцины и четыре прочных металлических уголка. Мягкие прокладки из картона (другого материала) предотвратят повреждение стекла.

Все заготовки заранее обклеивают малярной бумажной лентой так, чтобы оставались свободные промежутки до края 3-6 мм. Между столом и нижней частью конструкции создают зазор примерно 10 мм с применением деревянных брусков.

Сборку продолжают по приведенной технологии, с закреплением уголками верхней части.

Винты струбцин зажимают без чрезмерных усилий.

Для заполнения шва подойдет герметик на основе силикона без дополнительных компонентов.

Излишки состава убирают.

После удаления монтажной ленты остается ровная кромка. Эту операцию надо выполнять своевременно, чтобы герметик не успел застыть.

Аналогичным образом соединяют другие части. После завершения процедур надо выдержать время, необходимое для высыхания силикона. Далее – снимают струбцины, проверяют опытным путем герметичность конструкции. Ремонт аквариума своими руками можно выполнять с применением этой же технологии.

Необходимое оборудование

Чтобы обеспечить все необходимые условия для поддержания жизни рыбок и растений, следует заранее приобрести дополнительное оборудование:

  • Внешний или внутренний фильтр. Для небольших аквариумов подойдет внутренний фильтр, работа которого исключит застои и излишнюю мутность воды. Для фильтрации жидкости в просторных резервуарах следует приобрести более дорогостоящий внешний фильтр.
  • Работа светильника обеспечит оптимальный рост аквариумной флоры, а также поможет создать рыбкам условия, максимально приближенные к естественной среде обитания.
  • Термометр и регулятор температуры необходим для отслеживания температурного режима и поддержания комфортной температуры.
  • С помощью компрессора для насыщения воды кислородом вы сможете обеспечить жителям аквариума комфортное существование.

Для ухода за аквариумом следует заранее позаботиться о наличии необходимых приспособлений. Прежде всего, вам следует купить:

  • скребок для очистки стенок резервуара;
  • сачок (лучше, если это будет несколько сачков разных размеров);
  • сифон для очистки грунта.

Чтобы аквариум выглядел более привлекательно, следует дополнительно приобрести декорации и украшения. Они способны не только создавать некий атмосферный пейзаж, но и поспособствовать при разведении молодняка. Ведь в декоративных корягах и стенах подводных замков мальки очень часто прячутся от зрелых особей, которые способны их съесть.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: